Главная / Информация

1. Корпоративный сайт: определение понятия

Содержание

История вопроса

Отличие корпоративного сайта: on-line/off-line

Философия корпоративного сайта

Виды корпоративных сайтов

Заключение

Источники

История вопроса

Существует множество точек зрения о том, что такое корпоративный сайт. Посмотрим историю развития данного вопроса.

Вначале Интернет использовался коммерческими предприятиями лишь как средство заявить о себе. Тогда, в середине девяностых, появилось множество сайтов-визиток, целью которых было оповестить окружающий мир о наличии компании в природе. Представительские сайты, как их еще называют, выполняли функцию рекламной листовки - не более того [1].

Разумеется, ни о какой интерактивности тогда речь идти не могла: поток информации был однонаправленным, подобно рекламе на телевидении или радио.

Затем постепенно задачи сайта начали расширяться: на его страницы стали выкладывать полезную для посетителей информацию тематического или делового характера. Потом подключили к работе "клиент-серверские" возможности, и появились интерактивные сайты с кнопками заказа товара и обслуживанием клиента в режиме on-line. Тогда поток информации принял обоюдный характер.

На сегодняшний день он совмещает в себе две функции, которые прежде были присущи разным направлениям развития: 1) Интернет/Интранет/Экстранет и 2) "клиент-сервисное" ИТ приложение [2].

Первое направление подразумевало наличие на страницах внутрифирменной информации о компании для всеобщего ознакомления и общественного обсуждения в форуме - контентное (информационное) развитие.

Второе направление, "клиент-сервисное" обслуживание, носило технический характер: обилие функций и кнопок возводилось в наивысшую цель.

Нынче оба направления слились воедино на радость маркетологов: например, наличие товара на складе и рабочие операции по его оформлению проводятся в веб-формах ИТ приложения, а обсуждение качества товара и претензии потребителей - в форуме.

Это если вкратце.

Если попытаться заглянуть в будущее, то специалисты начинают поговаривать о приближении эры "третьего поколения Интернет-бизнеса": веб-сайты следующего уровня позволят отладить весь бизнес-процесс настолько, что общаться между собой будут не живые люди (представители заказчика и исполнителя), а их корпоративные системы через веб-интерфейсы, по мере необходимости вовлекая системы других партнеров [2].

Но это пока футуристическая картинка. Вернемся же в день сегодняшний.

Отличие корпоративного сайта: on-line/off-line

Во всем многообразии веб-сайтов: представительских, интерактивных, тематических, прочих, - следует как-то выделить корпоративный сайт. Действительно, что является критерием для определения сайта компании как корпоративного или некорпоративного?

Начнем с того, что существует несколько бизнес-моделей поведения в Интернет [3].

  1. Рекламная бизнес-модель - это когда сайт создается для того, чтобы привлечь к нему побольше заинтересованных в какой-либо информации посетителей, а затем продается рекламодателям.

  2. Модель поддержки существующего бизнеса - в том случае, если у компании уже есть "традиционный" оффлайновый бизнес, и она стремится выйти на Интернет-просторы с тем, чтобы расширить свою клиентскую базу и не выбыть из конкурентной борьбы.

  3. Создание нового вида бизнеса - вполне естественное желание многих специалистов и предпринимателей, которые обнаружили в Сети новые возможности для применения своих талантов (скажем, дизайнеры переквалифицировались в веб-мастеров, математики - в создателей необходимых пользовательских программ и т.д.).

  4. Капитализация проекта - схожа с рекламной бизнес-моделью, только продается не рекламодателям, а другим заинтересованным в проекте компаниям - спонсорам.

  5. Энтузиазм - двигатель создания и развития очень многих крупных Интернет-проектов; часто какой-нибудь веб-сайт создается из желания его владельца провести досуг или упростить общение с единомышленниками, а впоследствии сайт оказывается столь удачным, что привлекает внимание… все тех же рекламодателей и спонсоров.

Как нетрудно заметить, все бизнес-модели поведения в Интернет укладываются в две бизнес-стратегии. Во многих случаях веб-сайт создается исключительно как Интернет-проект, и тогда бизнес принимает характер on-line. Но лишь одна бизнес-модель из перечисленных изначально подразумевает наличие у владельца веб-сайта оффлайнового бизнеса [4].

Наших читателей мы хотим предупредить сразу: дальше речь пойдет именно о таком варианте стратегии, когда у владельца сайта уже существует off-line бизнес.

Обозначим только, всего несколькими словами, что владельцы Интернет-проектов, не имея поддержки off-line бизнеса, как правило, со временем либо разоряются, либо продают свой сайт оффлайновым конкурентам либо попросту находят в их же лице партнеров по бизнесу.

Примеров тому множество и Вы о них наверняка слышали. Не будем вдаваться в подробности причин неудачных Интернет-проектов - это не наша задача. Но хотим Вас предостеречь от попытки создать "гениальный, уникальный и т.п." проект в Интернете, который сам по себе (без поддержки off-line) бизнеса принесет Вам и славу и доход. Это заблуждение!

Бизнес в Интернете - это прежде всего бизнес. А потом уже - Интернет! Он, как любой другой бизнес, требует и продуманную стратегию, и бизнес-план, и серьезную маркетинговую поддержку. Естественно, как и всюду, сюда сначала идут инвестиции, а потом уже появляется реальная отдача от вложенных средств.

Поэтому не тешьте себя надеждами, что Интернет якобы может стать лекарством от неудач в бизнесе. Интернет - это в первую очередь бизнес-инструмент. Он вам поможет повысить эффективность существующего бизнеса, но ни в коем случае не заменит его!

Итак, главной отличительной чертой для корпоративного сайта среди прочих, на наш взгляд, является наличие у компании, создающей сайт или уже обладающей им, тыла в виде оффлайнового бизнеса. Практика последних лет показала, что только off-line может оказаться тем основанием, на котором строится здание настоящего корпоративного сайта.

Философия корпоративного сайта

Грубо говоря, корпоративным сайтом может оказаться даже сайт-визитка: если он удовлетворяет компанию, выражает ее коммерческие интересы, если ее все устраивает, то почему нет? Здесь как в поговорке: "Называй как хочешь - только в печку не ставь!"

Но в нашем случае "корпоративный сайт" - более глубокое понятие.

Оно связано с такими интересными вещами как "открытая экономика" и "прозрачное предприятие". (Об этом в свое время много было материала в "Эксперте".)

Можно догадаться, что в России пока обе этих вещи трудно вообразимы, но здесь говорится больше все-таки о близком будущем российских корпоративных сайтов, а не об их сегодняшнем состоянии.

Важно понять, что и заказчик, и менеджер, и исполнитель теперь могут быть "сотрудниками" единого открытого бизнеса. Они имеют на корпоративном веб-сайте разделяемое по частям выполнение заказа - информационную модель компании. Причем отметим, что с помощью корпоративного сайта легко снимается недопонимание рабочей ситуации между всеми участниками бизнес-процесса [5].

Гибкость современного веб-инструментария позволяет решать такие задачи, которые раньше были недоступны в архитектурах "Клиент-сервис". Вебстраница с ее уникальной возможностью совмещать обычный текст со структурированной табличной информацией позволяет превратить ее в спецорганайзер.

Таким образом, к обозначенной выше отличительной черте корпоративного сайта можно добавить другие две: открытость компании, встроенность веб-сайта в ее бизнес-схему и, как следствие, наличие электронной торговли.

Виды корпоративных сайтов

Завершить начатую тему хотелось бы рассказом о видах корпоративного сайта - буквально несколько слов.

Несмотря на данное нами определение признаков корпоративного сайта, мы вряд ли можем считать себя истиной в последней инстанции, тем более что Интернет-пространство очень быстро меняется.

И, в сущности, не так уж важно, подходит ли четко ваш веб-сайт под характеристики "корпоративного сайта" или это всего лишь веб-витрина вашей фирмы, главное - чтобы, как говорится, "костюмчик сидел".

Ниже мы приводим таблицу, в которой собраны описания различных веб-сайтов, в той или иной степени подходящие под определение корпоративных.

Системы электронной коммерции и электронного ведения бизнеса для корпоративных проектов[6]

Тип

Описание

Электронная коммерция (sell-side)

Web-витрины

Простые системы размещения прайс-листов с возможностью приема заказов, которые наилучшим образом подходят для систем малого и среднего бизнеса. Web-витрины не имеют интерактивных интерфейсов управления и не связаны напрямую с бизнес-приложениями компании. Обмен данных с web-витриной производится менеджерами вручную, посредством передачи файлов.

Интернет-магазины

Полнофункциональные системы ведения Интернет-торговли, с индивидуальными бизнес-схемами взаимодействия с потребителями. Интернет-магазины содержат специализированные бэк-офисы для удаленного интерактивного управления (обычно через web-интерфейс или Java-клиента). Гибкость настроек бэк-офисов Интернет-магазинов и возможность быстрой разработки индивидуального web-дизайна позволяет использовать Интернет-магазин для организации торговли широким спектром товаров и услуг компаниям среднего и крупного бизнеса.

Торговые Интернет-системы

Сложные и мощные системы ведения торговых операций через Интернет, в которых полностью интегрированы торговые процессы offline - и системы online бизнеса компаний. Достигается это за счет интеграции внешнего Интернет-магазина в бизнес приложения, имеющиеся в компании - с системами складского учета, торгово-учетными и бухгалтерскими системами, а для крупных корпораций - с ERP-системами.

ЭК(buy-side)

Интернет-системы снабжения

Системы этого типа (e-procurement, e-SCM - supply chain management) позволяют производить через Интернет закупки сырья, расходных материалов и комплектующих, необходимых для обеспечения производственного процесса предприятия. Используются крупными корпорациями для организации эффективных систем взаимодействия с постоянными поставщиками и смежниками. Интегрируются в ERP- системы корпораций, в соответствующий SCM-модуль.

Электронное ведение бизнеса

Интранет

Интернет-системы, развернутые внутри корпоративных сетей компаний. Предназначены в первую очередь для хранения и представления внутрикорпоративной информации, а также для организации коммуникаций между отделами компании. Развитые Интранет-системы интегрированы с корпоративными системами электронной почты, системами планирования времени и системами документооборота.

Экстранет

Интернет-системы, которые строятся для взаимодействия с бизнес-партнерами фирмы в первую очередь для эффективного обмена маркетинговой, торговой и сервисной информацией.

e-CRM-системыснабжения(Customer Relationship Management)

Корпоративные Интернет-системы сервисного типа, с помощью которых в Интернет выносятся системы коммуникаций компании с клиентами. Основная задача любой CRM-системы - организации служб маркетинга, продаж и сервиса "клиентоориентированным" образом. Концепция CRM разработана довольно давно, но технологически опиралась на традиционные коммуникации - телефон,письма, личный контакт. Интернет как новая коммуникационная среда позволила расширить область применения e-CRM- систем и привнести в них новое качество.

Корпоративные порталы

Интернет-системы, интегрирующие в себе весь комплекс коммуникаций, как маркетинговые, как и торговые - с поставщиками, смежниками и клиентами компании. Название "Корпоративный портал" не относится к какому-либо типу программного обеспечения (Как и слова "интранет" и "экстранет"), а обозначает концепцию организации внешних и внутренних информационных и бизнес-коммуникаций компании. Корпоративный портал объединяет в себе и интранет -, и экстранет-концепции.

Заключение

Итак, мы определили три отличительные черты корпоративного сайта:

  1. наличие оффлайнового бизнеса у компании;

  2. вживление сайта в бизнес-процесс компании, ее открытость;

  3. осуществление электронной торговли через веб-сайт.

При этом мы не настаиваем, что у всякого корпоративного веб-сайта присутствуют все три черты: достаточно одного, но главного - наличие off-line бизнеса. Два других признака - на ваше усмотрение.

Корпоративный сайт используется по преимуществу как дополнительный канал осуществления коммерческой деятельности: для организации прямых продаж может выстраиваться система заказов или создаваться Интернет-магазин; для консультаций клиента вполне подходит e-mail; системы on-line опросов и форумы предоставляют уникальную возможность для сбора маркетинговой информации и т.д.

Выгоды от создания корпоративного сайта могут быть обозначены и как сокращение затрат на связь, и улучшение коммуникации с постоянными клиентами, и снижение транзакционных издержек, оплаты командировочных и уменьшение бумажной волокиты. А главное, что создает корпоративный сайт - это лояльность посетителей, будущих клиентов фирмы.

Обо всем этом подробней читайте в наших следующих статьях.

Начало документа

Источники

1. Попов М. Восхождение на сайт// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/offline/2000/133/4310/

2. Левенчук А. Корпоративный веб и его сайтрудники// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/offline/2000/133/4454/

3. Бокарев Т. Не роскошь, а средство продвижения// BUSINESS ONLINE: http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=122

4. Интернет-стратегии каждый выбирает по себе// BUSINESS ONLINE: http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=315

5. Тишкин И. Интернет: друг или враг?// Менеджмент&Маркетинг: http://subscribe.ru/archive/economics.school.754/200211/29185216.html

6. Косяков И. Создание бизнес-сайта компании// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/project/inter/21041/

Начало документа

 


© 2002 интернет-агентство Artus


Посмотреть все новости

Заявка на создание сайта

Ответьте пожалуйста, на контрольный вопрос: Название первого месяца в году ?