СодержаниеОтличие корпоративного сайта: on-line/off-line Философия корпоративного сайта
История вопроса
Существует множество точек зрения о том, что такое корпоративный сайт. Посмотрим историю развития данного вопроса. Вначале Интернет использовался коммерческими предприятиями лишь как средство заявить о себе. Тогда, в середине девяностых, появилось множество сайтов-визиток, целью которых было оповестить окружающий мир о наличии компании в природе. Представительские сайты, как их еще называют, выполняли функцию рекламной листовки - не более того [1]. Разумеется, ни о какой интерактивности тогда речь идти не могла: поток информации был однонаправленным, подобно рекламе на телевидении или радио. Затем постепенно задачи сайта начали расширяться: на его страницы стали выкладывать полезную для посетителей информацию тематического или делового характера. Потом подключили к работе "клиент-серверские" возможности, и появились интерактивные сайты с кнопками заказа товара и обслуживанием клиента в режиме on-line. Тогда поток информации принял обоюдный характер. На сегодняшний день он совмещает в себе две функции, которые прежде были присущи разным направлениям развития: 1) Интернет/Интранет/Экстранет и 2) "клиент-сервисное" ИТ приложение [2]. Первое направление подразумевало наличие на страницах внутрифирменной информации о компании для всеобщего ознакомления и общественного обсуждения в форуме - контентное (информационное) развитие. Второе направление, "клиент-сервисное" обслуживание, носило технический характер: обилие функций и кнопок возводилось в наивысшую цель. Нынче оба направления слились воедино на радость маркетологов: например, наличие товара на складе и рабочие операции по его оформлению проводятся в веб-формах ИТ приложения, а обсуждение качества товара и претензии потребителей - в форуме. Это если вкратце. Если попытаться заглянуть в будущее, то специалисты начинают поговаривать о приближении эры "третьего поколения Интернет-бизнеса": веб-сайты следующего уровня позволят отладить весь бизнес-процесс настолько, что общаться между собой будут не живые люди (представители заказчика и исполнителя), а их корпоративные системы через веб-интерфейсы, по мере необходимости вовлекая системы других партнеров [2]. Но это пока футуристическая картинка. Вернемся же в день сегодняшний.
Отличие корпоративного сайта: on-line/off-line
Во всем многообразии веб-сайтов: представительских, интерактивных, тематических, прочих, - следует как-то выделить корпоративный сайт. Действительно, что является критерием для определения сайта компании как корпоративного или некорпоративного? Начнем с того, что существует несколько бизнес-моделей поведения в Интернет [3].
Как нетрудно заметить, все бизнес-модели поведения в Интернет укладываются в две бизнес-стратегии. Во многих случаях веб-сайт создается исключительно как Интернет-проект, и тогда бизнес принимает характер on-line. Но лишь одна бизнес-модель из перечисленных изначально подразумевает наличие у владельца веб-сайта оффлайнового бизнеса [4]. Наших читателей мы хотим предупредить сразу: дальше речь пойдет именно о таком варианте стратегии, когда у владельца сайта уже существует off-line бизнес. Обозначим только, всего несколькими словами, что владельцы Интернет-проектов, не имея поддержки off-line бизнеса, как правило, со временем либо разоряются, либо продают свой сайт оффлайновым конкурентам либо попросту находят в их же лице партнеров по бизнесу. Примеров тому множество и Вы о них наверняка слышали. Не будем вдаваться в подробности причин неудачных Интернет-проектов - это не наша задача. Но хотим Вас предостеречь от попытки создать "гениальный, уникальный и т.п." проект в Интернете, который сам по себе (без поддержки off-line) бизнеса принесет Вам и славу и доход. Это заблуждение! Бизнес в Интернете - это прежде всего бизнес. А потом уже - Интернет! Он, как любой другой бизнес, требует и продуманную стратегию, и бизнес-план, и серьезную маркетинговую поддержку. Естественно, как и всюду, сюда сначала идут инвестиции, а потом уже появляется реальная отдача от вложенных средств. Поэтому не тешьте себя надеждами, что Интернет якобы может стать лекарством от неудач в бизнесе. Интернет - это в первую очередь бизнес-инструмент. Он вам поможет повысить эффективность существующего бизнеса, но ни в коем случае не заменит его! Итак, главной отличительной чертой для корпоративного сайта среди прочих, на наш взгляд, является наличие у компании, создающей сайт или уже обладающей им, тыла в виде оффлайнового бизнеса. Практика последних лет показала, что только off-line может оказаться тем основанием, на котором строится здание настоящего корпоративного сайта. Философия корпоративного сайта
Грубо говоря, корпоративным сайтом может оказаться даже сайт-визитка: если он удовлетворяет компанию, выражает ее коммерческие интересы, если ее все устраивает, то почему нет? Здесь как в поговорке: "Называй как хочешь - только в печку не ставь!" Но в нашем случае "корпоративный сайт" - более глубокое понятие. Оно связано с такими интересными вещами как "открытая экономика" и "прозрачное предприятие". (Об этом в свое время много было материала в "Эксперте".) Можно догадаться, что в России пока обе этих вещи трудно вообразимы, но здесь говорится больше все-таки о близком будущем российских корпоративных сайтов, а не об их сегодняшнем состоянии. Важно понять, что и заказчик, и менеджер, и исполнитель теперь могут быть "сотрудниками" единого открытого бизнеса. Они имеют на корпоративном веб-сайте разделяемое по частям выполнение заказа - информационную модель компании. Причем отметим, что с помощью корпоративного сайта легко снимается недопонимание рабочей ситуации между всеми участниками бизнес-процесса [5]. Гибкость современного веб-инструментария позволяет решать такие задачи, которые раньше были недоступны в архитектурах "Клиент-сервис". Вебстраница с ее уникальной возможностью совмещать обычный текст со структурированной табличной информацией позволяет превратить ее в спецорганайзер. Таким образом, к обозначенной выше отличительной черте корпоративного сайта можно добавить другие две: открытость компании, встроенность веб-сайта в ее бизнес-схему и, как следствие, наличие электронной торговли.
Виды корпоративных сайтов
Завершить начатую тему хотелось бы рассказом о видах корпоративного сайта - буквально несколько слов. Несмотря на данное нами определение признаков корпоративного сайта, мы вряд ли можем считать себя истиной в последней инстанции, тем более что Интернет-пространство очень быстро меняется. И, в сущности, не так уж важно, подходит ли четко ваш веб-сайт под характеристики "корпоративного сайта" или это всего лишь веб-витрина вашей фирмы, главное - чтобы, как говорится, "костюмчик сидел". Ниже мы приводим таблицу, в которой собраны описания различных веб-сайтов, в той или иной степени подходящие под определение корпоративных.
Системы электронной коммерции и электронного ведения бизнеса для корпоративных проектов[6]
Заключение
Итак, мы определили три отличительные черты корпоративного сайта:
При этом мы не настаиваем, что у всякого корпоративного веб-сайта присутствуют все три черты: достаточно одного, но главного - наличие off-line бизнеса. Два других признака - на ваше усмотрение. Корпоративный сайт используется по преимуществу как дополнительный канал осуществления коммерческой деятельности: для организации прямых продаж может выстраиваться система заказов или создаваться Интернет-магазин; для консультаций клиента вполне подходит e-mail; системы on-line опросов и форумы предоставляют уникальную возможность для сбора маркетинговой информации и т.д. Выгоды от создания корпоративного сайта могут быть обозначены и как сокращение затрат на связь, и улучшение коммуникации с постоянными клиентами, и снижение транзакционных издержек, оплаты командировочных и уменьшение бумажной волокиты. А главное, что создает корпоративный сайт - это лояльность посетителей, будущих клиентов фирмы. Обо всем этом подробней читайте в наших следующих статьях.
Источники
1. Попов М. Восхождение на сайт// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/offline/2000/133/4310/ 2. Левенчук А. Корпоративный веб и его сайтрудники// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/offline/2000/133/4454/ 3. Бокарев Т. Не роскошь, а средство продвижения// BUSINESS ONLINE: http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=122 4. Интернет-стратегии каждый выбирает по себе// BUSINESS ONLINE: http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=315 5. Тишкин И. Интернет: друг или враг?// Менеджмент&Маркетинг: http://subscribe.ru/archive/economics.school.754/200211/29185216.html 6. Косяков И. Создание бизнес-сайта компании// ИнфоБизнес: http://www.ibusiness.ru/project/inter/21041/
|
© 2002 интернет-агентство Artus |