Данная номинация проводится при поддержке одного из ведущих Российских интернет-агентств компании «Артус» www.artus.ru, которая готовит все материалы. Председателем жюри в данной номинации является коммерческий директор интернет-агентства «Артус» Соболев Алексей.
Итак, в рамках номинации «Лучший Интернет-сайт банка» нам предстоит оценить сайты 30-ти крупнейших банков России и выбрать победителя. При этом мы понимаем, что для того, чтобы обеспечить всем банкам равные условия, мы должны разработать прозрачную методику отбора победителей. А для этого мы должны разработать простые, понятные и всеобъемлющие критерии оценки банковских сайтов. Поэтому первым шагом на пути выявления лучшего сайта банка 2006 года стала разработка аналитиками интернет-агентства «Артус» критериев оценки банковских сайтов. Мы уверены, что данные критерии будут интересны широкому кругу специалистов банков, так как они могут служить неким «каркасом» оценки эффективности сайта собственного банка. В дальнейшем, сравнивая собственное понимание качества сайта с публикуемыми оценками и комментариям специалистов интернет-агентства «Aртус», маркетологи банков смогут более профессионально и аргументировано оценить эффективность политики собственного банка в интернете.
Опыт работы интернет-агентства «Артус» с корпоративными сайтами показал, что большинство менеджеров, отвечающих за разработку и сопровождение сайта своей компании, делают основной акцент при выборе критериев, влияющих на эффективность проекта, на дизайне и программной реализации сайта. При этом опыт показывает, что и качественный дизайн, и профессиональное программирование, являются важными, но совершенно недостаточными критериями эффективности сайта.
Поэтому в рамках оценки банковских сайтов все критерии были разбиты на три большие группы, каждая из которых будет иметь одинаковый «вес» при оценке сайтов банков (т.е. даст одинаковый вклад в итоговый суммарный балл каждого сайта). Это позволит при оценке сайтов уйти от традиционного крена в сторону дизайна и программирования, сделав больший акцент на таких важнейших факторах, как маркетинговая концепция сайта, качество его продвижения, актуальность информации на сайте, оперативность работы с интерактивными сервисами и т.п. критериях.
Остановимся подробней на каждой группе критериев.
От выбранной маркетинговой концепции сайта сильно зависит его последующая эффективность. Можно великолепно реализовать проект, обеспечить его маркетинговую поддержку, но если изначально ожидания целевой аудитории сайта не соответствуют выбранной концепции проекта, то эффективность сайта будет невысокой. При этом понятие «маркетинговая концепция» довольно широкое, поэтому нужно договориться, что мы включаем в него. Итак, при оценке концепции сайта мы будем обращать внимание на следующие моменты:
Мы понимаем, что сухой перечень критериев воспринимается довольно сложно. Но как только каждый критерий приобретет свой «эталон качества» и очертание реальных реализаций на банковских сайтах, то ознакомление и оценка этих критериев станет намного более увлекательным и полезным с практической точки зрения занятием. И в следующий раз мы планируем заняться оценкой сайтов ведущих банков именно по этой группе критериев.
«С критериями оценки концепции сайтов банков все не так просто и очевидно, как кажется на первый взгляд. Возьмем для примера критерий «интерактивные сервисы сайта». На современных сайтах интерактивность – непременный критерий эффективности сайта. Но! Зачастую, обладая существенными бюджетами, банки злоупотребляют объемом интерактивности на своих сайтах. Всевозможные «калькуляторы расчета» и прочие «помощники» посетителя сайта приводят к тому, что потенциальный клиент банка, воспользовавшись интерактивным калькулятором, получает некоторые голые цифры, интерпретирует их «по-своему» и уходит с сайта банка, так и не совершив никаких полезных с точки зрения задач сайта действий. Вполне возможно, что личная консультация менеджера банка помогла бы потенциальному клиенту интерпретировать расчетные цифры «в пользу банка». Но, к сожалению, концепция «on-line калькуляторов» зачастую не позволяет дополнять результат расчета «маркетинговым давлением» на потенциального клиента банка. Поэтому основной вопрос использования интерактивных сервисов на сайте – вопрос их целесообразности и простоты для целевой аудитории, а не вопрос количества сервисов и качества программирования.»
При реализации сайта важно понимать, что понятие «реализация» или в более привычном употреблении «создание» сайта – это комплексное понятие, включающее в себя массу аспектов, а не только дизайн и программирование. От реализации проекта зависят такие важные, но не всегда учитываемые даже разработчиками сайтов моменты, как скорость работы сайта, его управляемость, соответствие сайта принципам работы поисковых систем и т.п. В рамках реализации сайта мы будем оценивать следующие критерии:
«При реализации сайта зачастую совершаются на первый взгляд незаметные ошибки, которые, накапливаясь, серьезно снижают эффективность даже самой лучшей маркетинговой концепции проекта. Например, почему-то в банках принято считать, что при разработке графических элементов ассоциации первого-второго уровня – признак непрофессионализма дизайнеров (например, запрещается использование изображения денег). Такой подход к графике частично оправдан в имиджевой рекламе, например, в глянцевых журналах. Но перенос такого подхода на сайты без учета специфики восприятия информации в интернете – распространенная ошибка. Сайты банков, как правило, информационного типа. И главное требование к графике таких сайтов – это максимально быстрое доведение до посетителя, что он попал именно на сайт банка, а не на сайт, например, дилера компании Мерседес или бутика дорогой одежды (уж очень часто дорогие машины и одежда являются графической основой изображений сайтов банков). В сочетании с недостаточными акцентами на сайте на элементах фирменного стиля банка (логотип и название в первую очередь) такие «ассоциации N-го уровня» зачастую вводят в заблуждение посетителей сайта, особенно если они попадают не на главную страницу сайта, а сразу на его внутреннюю страницу (например, из поисковых систем).»
Поддержка сайта после его запуска – это краеугольный камень низкой эффективности сайтов не только банков, но и сайтов вообще. Часто встречаются случаи когда, разрабатывая сайт, менеджеры банка прорабатывают вопрос только его дальнейшей технической поддержки. При этом вопросы его информационной и, тем более, маркетинговой поддержки остаются неохваченными. Это приводит к тому, что уже разработав сайт, банки сталкиваются с определенными трудностями в организации информационно-маркетинговой поддержки, что приводит к медленному «умиранию» интереса к сайту как внутри банка, так и среди целевой аудитории, и, при отсутствии заметного эффекта от сайта (а откуда этому эффекту взяться?!) – к глобальному выводу «от интернета для банков толка быть не может!».
Может! Важно понимать, что сайт – это эффективный, но сложный инструмент маркетинга и работать с ним должны во-первых, квалифицированные специалисты, а во-вторых, выделять свое время не по остаточному принципу, а по принципу «до момента решения необходимых задач». Итак, в рамках оценки качества поддержки сайтов мы будем обращать внимание на следующие моменты:
Комментарий коммерческого директора интернет-агентства «Артус» Соболева Алексея:
«Из всех критериев поддержки сайтов с моей точки зрения для банков наиболее
актуальны оперативность реакции менеджеров банка на анкеты, заявки, вопросы и
т.п. на сайте, а также работа банка с общественным мнением в интернете. Не
секрет, что в интернете масса проектов, которые концентрируют на себе мнения
клиентов банка о качестве их работы. Есть даже проекты, специально созданные для
сбора таких мнений – например, проект
Итак, мы определили ряд критериев, по которым оценим качество сайтов банков в интернете. Обратите внимание, что критериев у нас всего 18. По шесть в каждом разделе. Еще раз подчеркиваем, что техническую поддержку мы будем считать одним критерием. Теперь нам осталось лишь выбрать шкалу оценки. Мы возьмем за основу шкалу Лейкерта. В ней у нас будет две зоны: положительная зона – т.е. когда сайт соответствует выбранному критерию, и отрицательная зона – когда сайт не соответствует выбранному критерию. В каждой зоне будет оценен уровень качества соответствия или несоответствия сайта критерию. А именно:
4 – Отлично соответствует критерию
3 – По большинству важных параметров соответствует критерию
2 – В целом соответствует
1 – По ряду параметров соответствует критерию
-1 – Не соответствует критерию, но без существенных потерь для эффективности сайта
-2 – В целом не соответствует критерию
-3 – По большинству важных параметров не соответствует критерию
-4 – Критично не соответствует критерию
Каждый сайт мы оценим по каждому критерию, присвоив ему определенное количество балов и в итоге получим две группы сайтов: те которые в итоге наберут положительную сумму, можно будет назвать качественными. Те, которые наберут отрицательную сумму – некачественными. И выявим сайт-победитель, набравший максимальное количество баллов.
Очевидно, что идеальный сайт может набрать 18х4= 72 балла. И для каждого критерия перед оценкой сайтов по нему, мы опишем, что в нашем понятии представляет из себя идеальный сайт, соответствующий данному критерию.
Осталось только перечислить те банки, сайты которых мы будем оценивать по данным критериям. Мы воспользуемся рейтингом банков на Bankir.ru, и возьмем первые 30 банков из него.
Комментарий коммерческого директора интернет-агентства «Артус» Соболева Алексея:
«Совершенно очевидно, что данную работу невозможно провести без помощи банков, и мы рассчитываем, что менеджеры банков уделят нам 20 мин. своего времени и ответят на наши вопросы. Если банк не будет заинтересован в оценке его сайта, то мы исключим его из списка. При этом мы всегда открыты для Ваших мнений по разработанным нами критериям оценки и просим выражать Ваие мнения и предложения в комментариях к этой статье. »
Данный материал предоставлен интернет-агентством «Artus», одним из ведущих интернет-агентств, занимающимся созданием и продвижением сайтов в сети интернет.